Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

меньше делают замечаний учащимся. Их

замечания не носят критического характера в адрес ученика. Они представляют

собой, как правило, уместные подсказки: как учащемуся проверить себя в решении

учебной задачи.

Такие педагоги формируют если не у всех, то у большинства учащихся умение

находить подход к решению любой задачи. Достигается это прежде всего за счет

отбора задач на основе их предварительной типизации. Система задач подбирается

таким образом, чтобы они, во-первых, были "привязаны" к теоретическому курсу,

во-вторых, чтобы решение каждой предыдущей задачи подготавливало к восприятию и

решению новых задач, и, в-третьих, чтобы они учитывали исходный уровень

готовности учащихся к их решению.

Педагоги высокопродуктивного уровня деятельности основное время используют не на

само решение задач, а на обучение способам их решения. Если предложенную задачу

никто из класса решить не может, то педагог не спешит заменить ее более простой,

а продолжает работу с ней в плане исследования явных и скрытых условий и

взаимосвязей между данными и лишь затем, если решение не найдено, предлагает ее

упростить. Если и в таком виде задача не решается учащимися самостоятельно, то

она упрощается еще раз. Причем способы упрощения ищут сами учащиеся. И так

продолжается до тех пор, пока задача не будет решена. Затем осуществляется

обратная процедура постепенного усложнения задачи за счет ранее извлеченных

условий. В этом процессе упрощения и последующего усложнения задачи и

осуществляется взаимодействие учащихся с объектом деятельности и познания и

формируется обобщенное умение подходить к решению любой задачи [1].

1 См.: Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера

производственного обучения профтехучилища. - М., 1990. - С. 143.

В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по

существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач,

важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой

работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмысливании

предмета в целом. Технология работы над понятием, по мнению Л. Ф. Угловой, как

правило, эффективна, если принимает форму следующего алгоритма: истоки

происхождения понятия, определение понятия, его составные части, философское

истолкование понятия (по возможности), условия существования понятия, обобщение

и ограничение понятия, практическое приложение, использование понятия в других

разделах, использование понятия в других научных дисциплинах.

Технология организации усвоения урочной темы. Вне зависимости от общей

технологии организации учебно-познавательной деятельности, определяемой той или

иной дидактической концепцией (см. разд. III, гл. 13), технология организации

усвоения урочной темы обусловлена структурой процесса усвоения знаний:

восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление, применение. Эти этапы

не могут уложиться во временные рамки одного урока. Для того чтобы произошло

усвоение урочной темы, необходимо такое учебное время, которое начинается в

середине одного урока (с момента начала изучения) и заканчивается в середине

второго. Такая технология усвоения урочной темы подтвердила свою эффективность в

опыте педагога-новатора С. Д. Шевченко [1].

1 См.: Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М., 1991.

Технологические этапы деятельности в процессе усвоения урочной темы

выстраиваются в следующую логическую цепочку: изучение нового материала

(восприятие, осмысление 20 - 25 мин; первичное повторение, закрепление 5 мин;

домашнее задание 15 - 20 мин; проговор содержания урочной темы вслух 5-6 мин;

фронтальная поверка 12-15 мин).

Раскроем технологию организации усвоения урочной темы через задачи, решаемые на

каждом этапе:

• изучение нового материала: ознакомление учащихся с содержанием темы;

осуществление операций, направленных на выработку умений и формирование (на этой

основе) навыков; осуществление операций, связанных с формированием

мировоззренческих и нравственных убеждений; • закрепление: первичное повторение содержания материала; организация осмысления

новой информации при помощи постановки логических заданий, которые требовали бы

увязки нового учебного материала с ранее усвоенными знаниями; проверка понимания

учащимися нового учебного материала и установление уровня усвоения; • домашняя работа: вторичное повторение учебного материала урочной темы -

повторение и осмысление учебного материала урочной