Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

методы организаторской деятельности педагога всегда

подчинены тому или иному виду деятельности детей. Л. И. Уманский отмечал в связи

с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не

самим организатором, а другим человеком или группой людей.

Своеобразная отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов

деятельности детей тем не менее обнаруживает свою эффективность в количественно- качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности. В то

же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень

развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся

взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Однако основной продукт

организаторской деятельности всегда носит психологический, идеальный характер.

По своим внешним характеристикам организаторская деятельность педагога

проявляется как исполнительская, практическая. Однако она прежде всего и главным

образом - внутренняя, психологически творческая. Исполнительский и творческий

характер организаторской деятельности определяют ее внутреннюю противоречивость,

обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе

переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности

является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его

отдельных членов. Отсюда организаторская деятельность представляет собой

различные методы, средства и приемы психологического и педагогического

воздействия и взаимодействия.

Общие функции организаторской деятельности, выделенные Л.И.Уманским,

специфически проявляются и в деятельности педагога.

Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования

межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции

являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные

действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации. Вторая функция -

внешнекоммуникативная, направленная на установление связей и координацию

действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими

организациями (вертикальная коммуникация). Третья и четвертая функции вытекают

из понимания самой сущности организаторской деятельности и связаны с обучением и

воспитанием, понимаемых в самом широком смысле этих явлений. В деятельности

педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности,

выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.

Функции организаторской деятельности педагога можно соотнести с группой

общепедагогических умений, необходимых для их осуществления, - мобилизационных,

информационных, развивающих и ориентационных (см. разд. I, гл. 3).

§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе

деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает

интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все

то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Как

основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения

школьников опытом социальных отношений и общественного поведения.

Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую)

активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Каков бы ни был уровень

осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым

признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в

человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л. Д.

Ительсон).

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы,

цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они

являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности,

в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического

процесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от

управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению

деятельностью учащихся.

Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой

творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная

свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность

направлена на преобразование окружающей