Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.

ГЛАВА 22 ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса

Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно

представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи

информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей

деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и

корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное

место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по

существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического

процесса.

В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического руководства с

развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления

педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру

соотнесения управляющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей

деятельностью со стороны воспитанников. Установление прочной обратной связи в

ходе педагогического процесса необходимо для внесения корректив в соотношение

собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления с целью

эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности

Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией

взаимодействия педагогов и воспитанников. Характер этого взаимодействия

определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной

внешне проявляющейся организаторской деятельности.

Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не

что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на

объединение групп людей для достижения общей цели.

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной

деятельности педагога. Воспитательная работа, отмечал А. С. Макаренко, есть

прежде всего работа организатора. Благодаря организаторской деятельности

педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса

может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий,

как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности;

создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными

воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления

педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического

процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование

необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной

связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле

принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления

людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно

самостоятельных этапов и их взаимосвязей:

• усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к

условиям задачи; • подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие

коллективного решения; • определение материальных средств, временньгх и пространственных условий,

планирование на основе оптимальных данных; • распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж; • внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами,

обеспечение внешних связей; • учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; • определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование; • работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств,

отчетность; • итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной

деятельности (Л.И.Уманский).

Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к

организаторской деятельности педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее

целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы

воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение

эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной).

Содержание, формы и