Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

прийти к какому-нибудь выводу" [1].

1 Теплое Б. П. Проблемы различий. - М., 1961. - С. 278.

Успех в педагогической деятельности, по мнению Н.В.Кузьминой, зависит от того,

как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и

стратегическими. А это возможно только в том случае, если учитель отдает себе

отчет в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи

решаются как отдельные, не связанные между собой. Вот почему, и это отмечают

ученые и опытные учителя-мастера, предмет преподавания для педагога никогда не

должен выступать самоцелью. Как только предмет превращается в самоцель, отмечает

Н. В. Кузьмина, у педагога происходит как бы смещение перспективы: деятельность

теряет необходимое условие ее успешности - формирование целеустремленности у

учащихся. Не подчиненные главной цели детали и частности вырастают в основное, а

основное - формирование личности - педагог начинает упускать. Принимая во

внимание этот научный вывод, надо по-новому смотреть и на проблему соотношения

предметного и воспитательного результатов педагогической деятельности. Часто

стремление к получению предметного результата оттеняет решение более важных в

воспитательном отношении задач. Во многих случаях учитель их просто не ставит.

Высокий профессионализм решения педагогических задач разного класса и уровня

сложности основывается на знании психологии детей и законов коллективной жизни,

учете возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. С другой стороны,

начинающий и неопытный учитель, как правило, при решении задачи намечает много

вариантов, т.е. способов решения. Педагог же продуктивной деятельности, мастер

при решении педагогической задачи не перебирает готовые варианты, а намечает

реальную программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий.

Для отдельного педагога продуктивное решение творческой педагогической задачи

состоит в том, чтобы, с одной стороны, максимально продуктивно решать

собственные задачи, а с другой - "вписаться" в деятельность всего

педагогического коллектива, членом которого он является. В свою очередь,

продуктивное творчество педагогических коллективов имеет место во всех случаях,

где искомый результат представляется за границей данной педагогической системы и

лежит в последующей. Это позволяет отдельные педагогические мероприятия (урок,

встречу, практическое занятие и т.п.) подчинить будущему.

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической

задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие

субъектов педагогического процесса - педагогов и воспитанников.

Вопросы и задания

1. В чем сущность педагогической технологии? 2. Назовите основные признаки педагогической технологии. 3. Какова структура педагогического мастерства? 4. Как соотносятся понятия "педагогическая технология" и "педагогическое

мастерство"? 5. Раскройте суть и специфику педагогической задачи. 6. Дайте характеристику основных типов педагогических задач. 7. Каковы этапы решения педагогической задачи? Составьте соответствующую схему. 8. Проиллюстрируйте проявления профессионализма и мастерства учителя в решении

педагогических задач.

Литература для самостоятельной работы

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М., 1990. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера

производственного обучения профтехучилища. - М., 1990. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.,

2001. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. Л.И.Рувинского. - М.,

1989. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989.

Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. - М., 1990.

ГЛАВА 21 ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является

его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза

и разработку проекта деятельности. На этом этапе решения педагогической задачи

можно выделить тесно связанные между собой виды деятельности учителя, которые

относительно независимо направлены на конструирование содержания, средств и

программ действий своих и учащихся.