Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

являются их

результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду

возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения

результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт

действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического

процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения и т.п.

С понятием "способ решения" тесно связано понятие "процесс решения" задачи.

Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация

некоторого способа, как "фрагмент функционирования решателя", осуществляемый им

при решении задачи или с целью ее решения.

Процесс решения педагогической задачи - это всегда творчество. В его этапности

выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления.

На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя

ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Сама

диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового

поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты

обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их

ответные реакции на педагогические воздействия.

Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации,

перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и

определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения.

Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и

мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается

проектированием воздействий и взаимодействия.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап - этап

ее осуществления на практике. Однако теоретическое мышление не уходит со сцены,

а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования и

корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического

процесса на основе непрерывно поступающей информации.

Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического

мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка

полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого

результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую

базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической

задачи.

§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических

задач

Уровень педагогического профессионализма и мастерства напрямую определяется

способами решения педагогической задачи, но главным образом тем, в какой степени

их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. При

этом уровни деятельности связаны с уровнями обобщения собственной практики,

выработкой общей стратегии осуществления деятельности. Педагог лучше справляется

с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей

личности, в том числе мышления.

Педагогическое мышление учителя прежде всего проявляется в анализе информации,

относящейся к решению задачи, т.е. ее условий, средств и способов решения.

Средства и способы могут квалифицироваться как обязательные, рекомендуемые и

даже запрещенные. Специфика педагогических задач в том и состоит, что

информация, относящаяся к их решению, если имеется, может не приниматься во

внимание или игнорироваться педагогом ввиду его неопытности и по другим

причинам. Квалифицированный отбор необходимой и достаточной информации - одна из

детерминант, определяющих успех решения педагогических задач.

Причиной непрофессионального, интуитивного решения педагогических задач является

несформированность готовности учителя к ее квалифицированному теоретическому

решению. Об этом можно судить по часто наблюдаемым фактам игнорирования

(сознательного или неосознанного) этапа анализа задачной ситуации и

неспособности делать самоотчет по мере выполнения педагогического действия:

почему был избран этот, а не другой, способ решения. Ссылки на то, что для

раздумывания нет времени, говорят об отсутствии установки на решение (пусть даже

на свернутое) педагогической задачи, на прохождение всех ее этапов. По Б. П.

Теплову, ситуации такого рода - это "отсутствие терпения и выдержки, это

своеобразная лень мысли, толкающая к тому, чтобы прекратить тяжелую и

кропотливую работу анализа, как только намечается какая-нибудь возможность