Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

организации профессиональной педагогической деятельности

учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации

педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие

группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи - это своеобразные "сверхзадачи". Вытекая из общей цели

образования, они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре

человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические

задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития.

Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности.

В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи

тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они

приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач.

Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в

каждый отдельно взятый момент его практической деятельности.

Творческое решение стратегических задач, имеющих своей задачей формирование

целостной личности, представлено в опыте руководителей образовательных

учреждений А. А. Захаренко, Н. Н. Дубинина, В.А.Караковского, А. А. Католикова и

др. Творческое решение тактических, по существу организационно-методических,

задач можно проследить, обращаясь к опыту учителей-новаторов, опыт которых

описан в работах В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, Л. М. Фридмана и др.

Неиссякаемым источником образцов решения оперативных задач остается опыт А. С.

Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, В.А.Сухомлинского.

В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие

"педагогическая задача" должно рассматриваться как родовое по отношению к

понятиям "дидактическая задача" и "воспитательная задача".

Дидактические задачи - это задачи управления учебно-познавательной

деятельностью, т.е. учением. В них, по мнению В. И. Загвязинского, всегда

заключено противоречие между ее исходной и перспективной сторонами. Решение

дидактических задач должно подвести учащихся к умелому оперированию учебными

задачами, поскольку обучение в конечном счете направлено на собственное

отрицание, на снятие обучения в учении.

Особую сложность в силу специфики воспитания как деятельности (воспитательной

работы), насыщенной элементами определенности-неопределенности, представляют

воспитательные задачи. Правомерность их выделения как относительно

самостоятельного вида задач объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего

принятием утверждения о том, что жизнь, которой живут воспитанники и к которой

они готовят себя, - это бесконечные процессы решения больших и малых проблем. А

это значит, что воспитание можно представить как подготовку воспитанников к

решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни. С

другой стороны, учитывая, что развитие личности осуществляется только в

деятельности и общении как ее специфическом виде, воспитание можно

квалифицировать как стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач,

способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них.

Все вышеизложенное требует учитывать особенности воспитательных педагогических

задач, направленных, по аналогии с дидактическими, на управление всеми (в том

числе и познавательной) видами деятельности в их органическом единстве:

трудовой, игровой, художественной, ценностно-ориентационной и др. Общая аналогия

обучения и воспитания не снимает и не ставит под сомнение специфику

дидактических и воспитательных задач, обусловленных отличием преподавания и

воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности (см. разд.

I, гл. 2).

Допуская возможность абстрагирования от многих существенных признаков учебной

деятельности, в контексте дидактических задач можно выделить две категории

действий и, соответственно, две группы подзадач. К первой группе относятся

действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на

решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные

задачи). Вторую группу образуют действия, которые ученик должен научиться

осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться

решать (критериальные задачи) [1].

1 См.: Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.,

1990. - С. 139.

В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач,