Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

используются и термины

"задание", "проблема", "проблемная ситуация" (учебная или воспитательная) и др.

Наибольшую сложность для адекватного восприятия информации представляют случаи,

когда термин "задача" употребляется в смысле цели.

В психологии задача понимается как соотношение цели и условия, как цель, данная

в определенных условиях, как ситуация, требующая от субъекта некоторого действия

(А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. К.Тихомиров и др.). С незапамятных времен

понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно

употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и

специальных учебных заданий. Принятое в психологии понимание задачи как цели,

соотнесенной с условиями ее достижения, еще только-только входит в педагогику,

несмотря на то, что многие ученые-педагоги давно обратились к исследованию задач

разного типа и с разными целями в своих работах (М.А.Данилов, И.К.Журавлев,

В.И.Загвязинский, Ю.М.Ко-нягин, Л.М.Фридман и др.).

Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую

собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что

и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства.

Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что

ее обязательными компонентами оказываются:

• исходное состояние предмета задачи; • модель требуемого состояния (требования задачи).

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как

материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные

(знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) субстанции, для

которых характерны, соответственно, количественные и качественные изменения или,

напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок.

Такое понимание педагогической задачи согласуется с принятым в психологии,

поскольку, описывая предмет задачи, исследователь может включить в него все

существенные условия.

Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную

педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью

познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания

субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а

также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к

исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная

педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем

трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Само

возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода

воспитуемого из одного состояния в другое.

В чем же проявляется специфика педагогических задач? Ответить на этот вопрос

можно обратившись к проблеме самого решения педагогической задачи. Теоретик

учебных задач Г. А. Балл под решением задачи понимает "воздействие на предмет

задачи, обусловливающее ее переход из исходного состояния в требуемое". Решенная

задача, по его мнению, перестает быть задачей [1].

1 Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М., 1990.

- С. 34-35.

Однако такое понимание сущности решения задач не может быть механически

перенесено на педагогические задачи. Во-первых, педагогическую задачу на этапе

взаимодействия субъектов педагогического процесса решают по меньшей мере два

субъекта (педагог и воспитанник). Во-вторых, решение педагогической задачи не

заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима

рефлексия процесса решения, во всяком случае, в лице педагога. В-третьих,

учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными,

успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной

задачи воспитанником. Педагогические задачи, писал С. Г. Костюк, могут быть

решены и решаются только посредством руководимой учителем активности учащихся,

их деятельности.

Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя

полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением,

поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и

проблему средств решения педагогических задач, так как они могут быть

внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными

для субъектов, но используемыми ими.

§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика

Для целенаправленной