Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

воздействия на отдельных учащихся и коллектив в

целом: умения выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками,

управлять их вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего

отношения к поступкам учащихся и др.

Владение основами педагогической техники - необходимое условие овладения

технологией общения. А. С. Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером

только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 - 20 оттенками, когда

научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не

боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно" [2]. Из

этого признания А. С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и

навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из

важнейших воспитательных средств.

2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 242.

Необходимая в деятельности учителя культура речи - это правильная дикция,

поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и

жестикуляции. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А. С. Макаренко, -

который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого

выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать,

ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы

каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный

момент и чего не хочет" [3].

3 Там же.

А. С. Макаренко подчеркивал необходимость владения словом: "Я убежден, - писал

он, - что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное

значение, и, может быть, у нас так много ошибок в организационных формах потому,

что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь

сказать так, чтобы они почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность.

Этому нужно учиться" [1].

1 Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 242.

Кроме названных к умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести и

такие, как управление своим телом, снятие мышечного напряжения в процессе

выполнения педагогических действий; управление своим психическим состоянием;

вызов "по заказу" чувств удивления, радости, гнева и т.п.; владение техникой

интонирования для выражения разных чувств (просьбы, требования, вопроса,

приказа, совета, пожелания и т.п.); удержание нити разговора, управление

инициативой в процессе общения; пользование мимическими и пантомимическими

средствами для выражения позитивных и негативных требований; расположение к себе

собеседника; образная передача информации; мобилизация творческого самочувствия

перед предстоящим общением и др.

Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы,

то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена

следующими наиболее общими умениями: речевые умения, умения мимической и

пантомимической выразительности, умения управления своим психическим состоянием

и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерские умения,

позволяющие влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им

опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они

проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда

носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от

возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо- физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии

наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции

педагога.

§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи

Педагогическая технология и мастерство обусловлены характером решаемых учителем

задач. Как было показано в параграфе 1, педагогическая технология отражает

задачную структуру педагогической деятельности. В связи с этим необходимо

определиться с самой сущностью педагогической задачи и показать ее отличие от

других.

Термин "задача" используется в разных науках, при этом трактуется широко и

неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение,

задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и

размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков

учащихся и т.п. Наряду с термином "задача" в психолого-педагогических

исследованиях, как правило, в качестве синонимов