Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

реализуются в конечном счете все

добываемые ею знания. "Открытие, сделанное ученым, - писал В. А. Сухомлинский, -

когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и

эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно

многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые

человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя" [1].

1 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1982. - С. 10.

Сохраняет свою актуальность мысль К.Д.Ушинского о том, что факты воспитания не

дают опытности. "Они должны произвести впечатление на ум воспитателя,

классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться,

сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом

воспитательной деятельности педагога... Связь фактов в их идеальной форме,

идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково

воспитание" [1].

1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1958. - Т. 2. - С. 18-19.

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической

деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и

личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.

Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности,

определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Компоненты педагогического мастерства. В педагогической науке сложилось

несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни

ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного,

авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и

дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к

личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой

дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В

педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией

также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей

затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом

подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений,

навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными

приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал

педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером

педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно

выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора

коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения;

мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец,

мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической

деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно

усиливают друг друга [2].

2 См.: Kopomoe B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб.

пособие. - М., 1983.

Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как

системы с позиций личностно-деятельностного подхода. Н. Н.Тарасевич,

рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности,

обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к

числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его

профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им

свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий.

Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и

направленности личности; важным условием его успешности - способности;

средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности,

- умения в области педагогической техники [1].

1 См.: Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. -

М., 1989. - С. 10.

Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них

подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается

личность и деятельность педагога.

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это

та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения

системы методов педагогического