реализуются в конечном счете все
добываемые ею знания. "Открытие, сделанное ученым, - писал В. А. Сухомлинский, -
когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и
эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно
многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые
человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя" [1].
1 Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1982. - С. 10.
Сохраняет свою актуальность мысль К.Д.Ушинского о том, что факты воспитания не
дают опытности. "Они должны произвести впечатление на ум воспитателя,
классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться,
сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом
воспитательной деятельности педагога... Связь фактов в их идеальной форме,
идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково
воспитание" [1].
1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1958. - Т. 2. - С. 18-19.
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической
деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и
личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию.
Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности,
определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства. В педагогической науке сложилось
несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни
ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного,
авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и
дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к
личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой
дерзости, способности к научному анализу, фантазии, воображения. В
педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией
также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей
затратой энергии добиться больших результатов. Мастерство учителя при этом
подходе предполагает постоянное стремление выйти за пределы достигнутого.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений,
навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными
приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал
педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером
педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно
выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора
коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения;
мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец,
мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической
деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно
усиливают друг друга [2].
2 См.: Kopomoe B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса: Учеб.
пособие. - М., 1983.
Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как
системы с позиций личностно-деятельностного подхода. Н. Н.Тарасевич,
рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к
числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его
профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.
Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им
свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий.
Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и
направленности личности; важным условием его успешности - способности;
средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности,
- умения в области педагогической техники [1].
1 См.: Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И.А.Зязюна. -
М., 1989. - С. 10.
Несмотря на определенные различия в рассмотренных подходах, в них
подчеркивается, что в структуре педагогического мастерства в целом выражается
личность и деятельность педагога.
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это
та совокупность умений и навыков, которые необходимы для эффективного применения
системы методов педагогического