Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

ситуации, организации начала урока и др.

Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации

проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению

органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из

них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие

от методики предполагает разработку содержания и способов организации

деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и

объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на

развитие личности школьников в целом.

§ 2. Структура педагогического мастерства

Понятие педагогического мастерства. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят

своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят

плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание,

умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе,

ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте

пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на

квалификации" (А. С. Макаренко).

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится

мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные

педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть

закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему

педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать

педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую

часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы,

принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать

явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно

относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее

оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей

деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом

трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих

законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна.

Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического

мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая

деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по

философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя

зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных

умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к

тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием

теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных

представлений о педагогической деятельности.

Педагогика много веков развивалась преимущественно как наука нормативная и

представляла собой собирание более или менее полезных практических рекомендаций

и правил воспитания и обучения. Одни из них касаются элементарных приемов работы

и не нуждаются в теоретическом обосновании, другие вытекают из закономерностей

педагогического процесса и конкретизируются по мере развития теории и практики.

Нормативы независимо от их характера - традиционные и инструктивные, условные и

безусловные, эмпирические и рациональные - являются прикладной частью

педагогики. Во многих случаях без знания нормативных положений трудно решить

совсем несложную педагогическую задачу. Нельзя требовать, чтобы каждый шаг

педагогической деятельности был творческим, неповторимым и всегда новым. Однако

столь же велик может быть и вред педагогических нормативов. Рецептурность,

косность, шаблон, неприязнь к педагогической теории, догматизм педагогического

мышления, ориентация на методические установки свыше, приятие чужого

положительного опыта - вот далеко не полный перечень недостатков, источником

которых является усвоение нормативов без знания диалектической природы

педагогического процесса.

Обобщенные в теории знания о структуре педагогической деятельности исключают

неправомерные решения и акции, позволяют действовать без лишних затрат энергии,

без изнурительных проб и ошибок. В деятельности учителя, как в фокусе, сходятся

все нити, идущие от педагогической науки,