Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

событий и, опираясь на точный

прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут

возникнуть.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного

руководителя в широком и узком смысле слова. В последнем - это деятельность,

направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми

являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.п.,

которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле

слова, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети,

независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий

жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип

дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен

быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или

семей из групп риска.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный

руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием

отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его

сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй

уровень его функций - социально-психологических, к которым относится прежде

всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской

инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и

самих школьников.

Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько

оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности:

познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося

частью досуга.

Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая

не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной

из задач классного руководителя при этом является развитие ученического

самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из

логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это

- управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания,

планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем

исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся.

Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на

поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного

педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать

двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во- вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в

инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку

целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом

процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного

коллектива.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития

личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие

конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в

которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности

учащихся.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного

руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и

коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана -

упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких

требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность,

управляемость и преемственность результатов (см. гл. 22).

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом

класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать

следует то, что ведет к цели.

Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут

быть стратегическими, или перспективными, тактическими, или рабочими.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя

- это обеспечение постоянного развития воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны,

положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих