Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

любой школы как

образовательного учреждения, но она не обязательно является атрибутом

последнего. Хорошая как образовательное учреждение школа может не иметь

сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников.

Воспитательные системы - системы открытые, связанные и зависящие в своем

развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных

характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее воспитательного

потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды

и превращения ее в воспитательное пространство.

Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается и совершенствуется

в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от

совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс.

Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные

отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления

школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется

забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и

сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. -

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных

воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно

взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель -

учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с

возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались

классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись

Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой

школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события

вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать

доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во

всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

Должность классного руководителя в школе была введена в 1934 г. Классным

руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая

ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного

руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской

работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как

гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность массовой средней

общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного

руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

• учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; • классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции

(освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель); • в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант

должности освобожденного классного руководителя), а также классного куратора

(лат. попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-то работой) или

тьютора (лат. защитник, покровитель, опекун), когда учащиеся готовы взять на

себя ряд организаторских функций педагога. Они могут иметь минимальную учебную

нагрузку.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи,

содержание и формы его работы. Так, для классного воспитателя становится

возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление

индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные

формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут

быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей

и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется

прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный

руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности

детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища,

рядового участника.

Роль педагога изменяется