Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

созданию личностно-развивающей

среды, усвоению учащимся норм и способов деятельности и общения, служит

своеобразным средством социальной защиты. В то же время на других этапах

излишняя упорядоченность может сдерживать активность личности, ее возможности в

самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае

элементы стихийности несут в себе новизну, возможности свободного выбора и т.д.

Общее противоречие между интеграционными и дезинтеграционными процессами в

развитии воспитательной системы может быть детализировано. Если носителем

интеграции является вся система в целом, а носителем дезинтеграции - какой-то ее

элемент, то в зависимости от характера этого элемента могут быть выделены формы

противоречия (А. М. Сидоркин).

Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда

стремящийся к свободе и независимости. В то же время система объективно

сдерживает его автономность, ибо надо выполнять нормы, принятые в школе,

функциональные обязанности и т.д. Причины неприятия учеником или учителем

"образа школы" могут быть различны: девиантные привычки, невысокий уровень

культуры, индивидуализм, эгоизм. В этом случае преодоление противоречия

способствует устойчивости системы, так как человек подчиняется традициям,

авторитету и т.д.

В другом случае, например наличие или появление в школе творческого,

нестандартно мыслящего педагога или ребенка, дезинтегрирующий элемент

стимулирует обновление системы. Наиболее ярко это противоречие проявляется во

время этапов интенсивного развития системы, когда диапазон выбора видов и форм

деятельности наиболее велик. В этом случае человек склонен подчиниться системе,

ибо чувствует себя ее творцом. Развитие системы, таким образом, есть условие

развития личности.

Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда

воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают

здания, портится мебель. Эти объекты неспособны к развитию. Такое противоречие

может сдерживать развитие системы (вторая смена, маленький актовый зал). В то же

время коллективная работа по преобразованию материальной среды может иметь и

конструктивное разрешение.

Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая

ситуация, общественные ценности. Их резкое изменение, например во второй

половине 1980-х гг., способно разрушить сложившиеся воспитательные системы. В то

же время изменение политической и общественной ситуации заставляет коллектив

школы самостоятельно формулировать для себя ценности и идеалы, что делает

воспитательную систему более индивидуальной, более прочной по отношению к

меняющейся социальной среде.

Наконец, важным элементом дезинтеграции может стать ситуация, т.е. состояние

системы в определенный промежуток времени. Наиболее типичным является

противоречие между ситуациями, складывающимися в учебной и внеучебной работе.

Нередко интересно организованная деятельность после уроков, благодаря которой

дети имеют возможность проявить себя как творческие личности, противоречит

скучным урокам. И наоборот, познавательная деятельность на уроках, увлекательная

для многих ребят, противоречит неинтересной, формально организованной внеурочной

работе. И та и другая ситуации могут активизировать развитие воспитательной

системы.

Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательная

система школы проходит в своем развитии четыре этапа.

Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа

следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка

теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее

структура и связи между ее элементами.

Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование

коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние

связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты,

осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми

участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются

традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный

характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного

коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды

деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка

наиболее