Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

концепцию [1].

Педагогическое общение как способ взаимодействия педагогов и воспитанников

выступает связующим компонентом педагогической системы школы. Такая роль общения

в структуре педагогической системы обусловлена тем, что ее эффективность зависит

от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми (отношения

сотрудничества и гуманизма, общей заботы и доверия, внимания к каждому) в ходе

совместной деятельности.

1 См.: Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Байковой, Л.

К. Гребенкиной, О. В. Еремкиной. - Рязань, 1997.

Для любой педагогической системы школы характерно не только наличие связей и

отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и

неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет

свою целостность. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро-

и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой

(микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом.

Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию

окружающую среду. В этом случае школа становится реальным центром воспитания.

Разнообразной бывает взаимосвязь и взаимовлияние дидактической и воспитательной

подсистем в рамках единой педагогической системы школы. Характер

взаимозависимости подсистем во многом определяется теоретической концепцией и

другими условиями развития педагогической системы. Существует дидактическая

зависимость между характером воспитательной подсистемы и состоянием

педагогической системы школы в целом: развивающаяся школа требует динамичного

развития и воспитательной системы.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при

условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели,

содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными

характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат

(Л.И.Новикова).

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими

факторами:

• интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением

взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного,

организационно-деятельностно-го, оценочно-результативного); • расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в

воспитательную среду окружающей природной и социальной среды; • экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность

и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают

достижение поставленных воспитательных задач;

• созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося,

учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту,

проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных

отношений в коллективе.

Движущие силы развития воспитательной системы школы. Воспитательная система

школы не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического

процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия

формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется

деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление,

поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику

ее развития.

Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности,

движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы

всегда есть процесс интеграции. Однако интеграция существует одновременно с

противоположной тенденцией к дезинтеграции, к росту независимости различных

элементов системы, нарушению взаимодействия между ними. Разрешение противоречия

между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила

развития воспитательной системы (Л. К. Гребенкина).

Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации

ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и

преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в

нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий,

проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении

материальных элементов системы.

На разных этапах развития воспитательной системы школы позитивную роль могут

играть как интеграционные, так в дезинтеграционные процессы. Так, на этапе

становления системы интеграция способствует