Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

- подчинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного

коллектива или его представителей (в больших школах), которому подотчетен учком.

При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школьникам

полномочий. Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти

свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности

детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного

самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления

и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой

ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие

игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей

атрибутики.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие,

как накопление и укрепление традиций. Традиции - это такая форма коллективной

жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер

коллективистических отношений и общественное мнение. Значение накопления и

укрепления традиций для коллективной жизни хорошо выразил А. С. Макаренко. Он

писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции,

сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в

которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой.

Вопросы и задания

1. В чем состоит диалектика коллективного и индивидуального в воспитании

личности? 2. Назовите основные этапы разработки теории коллектива в отечественной

педагогике и их отличительные особенности. 3. Каковы основные признаки детского коллектива? 4. Какие существуют подходы к выделению этапов развития детского коллектива? 5. В чем состоит смысл педагогического руководства ученическим коллективом в

зависимости от этапа его развития? 6. Дайте оценку работы органов ученического самоуправления в школе, в которой вы

учились. 7. Раскройте основные условия развития детского коллектива. Приведите примеры из

жизни школы, раскрывающие действие законов развития коллектива по А. С.

Макаренко.

Литература для самостоятельной работы

Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы. - М., 1982. Коротов В.М. Самоуправление школьников. - М., 1976. Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. - М., 1984. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1977. Немое Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии

ученического коллектива. - М., 1988. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: Учеб.

пособие. - М., 1978. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981. - Т.З.

ГЛАВА 19 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы

Понятие о воспитательной системе. Многие ученые, как у нас, так и за рубежом,

пришли к выводу, что воспитание - особая сфера и не может рассматриваться в

качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части

структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной

практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно

решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная школа

рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в

качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в

которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь

общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру

общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической

системы школы, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере

профессионального и свободного общения всех участников образовательного

процесса.

Аксиологическую основу педагогической системы школы составляет теоретическая

концепция, которая включает ведущие идеи, цели, задачи, принципы, педагогические

теории.

Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных, взаимопроникающих,

взаимозависимых подсистемах: воспитательной, дидактической и общения, которые,

развиваясь, оказывают в свою очередь влияние на теоретическую