Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление

приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности,

замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим

группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других

групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой

эгоизм" (Т. Н. Мальков-ская) и групповой индивидуализм, а сама группа

превращается в группу-корпорацию - лжеколлектив.

Напротив, если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие,

становится органичной частью более широкой общности, а через нее и общества в

целом, то в такой группе наблюдается коллективистическая направленность и она

становится группой-коллективом.

Исследования показали, что названные уровни являются не только диагностическими

срезами, но и этапами в процессе коллективообразования (А. Г. Кирпичник). Так, в

летних оздоровительных детских лагерях можно увидеть, как большинство отрядов

проходит путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации

(первые 4 - 6 дней 24-дневной смены) к кооперациям (примерно к середине смены),

а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены). Следует

отметить, что по разным причинам одни отряды проходят этот путь быстрее, их

движение более поступательное, а положение на высших уровнях - устойчивое и

надежное. Другие проходят его рывками, отступая от более высоких уровней к более

низким, что называют "болезнями коллектива" (В.Г.Иванов, И.М.Чернышова), третьи

поднимаются на более высокий уровень временно.

Исследования дают основание считать предложенные уровни этапами развития

контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а

преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной

группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания

личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и

задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные.

Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно

полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью,

готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в

школьном коллективе достигается различными путями и средствами: организацией

сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным

участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой

перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их

осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Таким образом, учебно-воспитательный коллектив - это организованная группа, в

которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми

для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и

личностно значимым содержанием совместной деятельности.

§ 5. Основные условия развития детского коллектива

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности, поскольку

он не создается путем бесед и разговоров о коллективе. Именно этим объясняется,

во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и

содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность,

а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она

сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый

коллектив. Отсюда два существенных вывода:

1) в качестве важнейших средств формирования коллектива выступают учебная и

другие виды разнообразной деятельности школьников; 2) деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких

как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения,

организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных

традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления

коллектива. Его функции В. М. Коротов видит в том, что оно помогает быстро

навести порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность

воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т.е.

как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия