Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

группы противостоять трудностям и

препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных

ситуациях.

Блок общих характеристик (интегративность, микроклимат, референтность,

лидерство, интрагрупповая и интергрупповая акив-ность) жизнедеятельности группы.

Общие характеристики групповой жизнедеятельности изучены в отечественной

психологии достаточно полно. Их можно представить следующим образом:

интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с

другом, а отсутствие интегрированности - это разобщенность, дезинтеграция (А. Н.

Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.);

микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее

удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинов и

др.);

референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их

идентификация с эталоном групповых ценностей (Е.В.Щедрина);

лидерство - степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в

целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева);

интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей

(Л.И.Уманский);

интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы в

более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов,

В.С.Агеев).

Все общие качества, характеризуя уровень развития группы как коллектива, тесно

связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры двух первых

блоков.

Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные функциональные

взаимосвязи и взаимозависимости. Эти связи обусловливаются их местом в целостной

структуре сфер жизнедеятельности группы, соединением в ней общественного и

личного. Л. И.Уманский экспериментальным путем установил, что детская или

юношеская группа становится коллективом при устойчивом проявлении названных

признаков в их наивысшей степени.

Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа

ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном

пространстве и в одно время. Их взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и

ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний

оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Ни один из

вышеназванных признаков на этом уровне не проявляется. Если группа получает свое

название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей

приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия

с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой- конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий,

если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи

редки в школьной практике.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного

коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа

поднимается на одну ступеньку - она становится группой-ассоциацией. На этом

уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее

коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры

как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной

группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а

главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на

следующую ступень - к кооперации.

Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной

структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее

межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой

характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной

задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая

совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это

создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень -

автономизацию.

Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем

подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом

уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит

процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и

спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему

уровню.

Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива - к корпорации. Это