Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии

последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны

учащихся и по общей стабильности в группе.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности

должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от

злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому

воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку

педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся,

которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия,

и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к

активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое

требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то

нет и коллектива в истинном смысле.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует

коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа

воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал

А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем

системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное,

наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с

полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к

определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не

только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей

средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию

превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда

важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и

развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом

группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной

деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В.

Петровский, Л.И.Уманский).

Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической

зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно

новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив.

Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим

уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский

выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются

по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока.

Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и

подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и

деловую сферы групповой жизнедеятельности.

Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей,

мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е.

идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы

состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой

самоуправляемости (А. С. Чернышев).

Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной

деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой,

познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая

деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний,

умений и навыков - опыта групповой подготовленности.

Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой

коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу

личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.

Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и

установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем

обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых

решений.

Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального

характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные

потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая

характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая

коммуникативность понимается как способность