деятельности и выделение реально действующего актива. О наличии
последнего, в свою очередь, можно судить по наличию инициативы со стороны
учащихся и по общей стабильности в группе.
На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности
должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от
злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому
воспитаннику. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку
педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся,
которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия,
и только с выполнением этого условия педагог вправе предъявить требования к
активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Таким образом, категорическое
требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет, то
нет и коллектива в истинном смысле.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. "Когда требует
коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа
воспитателя становится математически точной, организованной работой", - писал
А.С.Макаренко. Положение "когда требует коллектив" говорит о сложившейся в нем
системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное,
наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с
полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.
В настоящее время сложился другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин и др.) к
определению стадий развития коллектива, в рамках которого признается, что не
только требования, но и другие средства могут выступать сплачивающим детей
средством. Л.И.Новикова выделяет 1) стадию сплочения коллектива, 2) стадию
превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и 3) стадию, когда
важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и
развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом
группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной
деятельностью, коллективистической направленностью (Я. Л. Коломинский, А. В.
Петровский, Л.И.Уманский).
Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической
зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно
новое социальное образование, новый социальный организм - в группу-коллектив.
Для осознания возможностей детского коллектива в воспитании личности рассмотрим
уровни развития группы как коллектива. Изучая детские коллективы, Л.И.Уманский
выделил признаки социально-психологической зрелости группы, которые проявляются
по-разному в зависимости от уровня ее развития. Он их объединил в три блока.
Общественный блок с подструктурами социальной направленности, организованности и
подготовленности, отражающими соответственно идеологическую, управленческую и
деловую сферы групповой жизнедеятельности.
Под направленностью группы понимается социальная ценность принятых ею целей,
мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т.е.
идеологическая сфера группового сознания. Сущность организованности группы
состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению - групповой
самоуправляемости (А. С. Чернышев).
Реально действующая группа всегда активна в отношении той или иной конкретной
деятельности (общественно-политической, управленческой, трудовой,
познавательной, спортивной, культурно-массовой, игровой и т.п.). Групповая
деятельность требует от каждой личности и группы в целом соответствующих знаний,
умений и навыков - опыта групповой подготовленности.
Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой
коммуникативности, отражающими единство трех сторон сознания входящих в группу
личностей и соответствующих сфер жизнедеятельности группы.
Интеллектуальная коммуникативность - это процесс межличностного восприятия и
установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Она реализуется путем
обмена информацией, определения общих позиций, суждений, принятия групповых
решений.
Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального
характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные
потенциалы. Это та объективно существующая в группе атмосфера, которая
характеризует эмоциональную сторону ее жизнедеятельности. Волевая
коммуникативность понимается как способность