Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

вопрос о структуре коллектива и его органах. Опыт

показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 учащихся.

Кроме того, общешкольный коллектив не оказывает непосредственного влияния на

каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный

коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и

межличностном взаимодействии.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться

к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть

постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие

первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе

разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции,

клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по

месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть

одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание

первичных коллективов было таким, чтобы это позволяло наилучшим образом решать

не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед

педагогической системой.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов,

координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным

органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных

задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях

для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные

коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные

учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение

поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции.

Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал

актив. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива

и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и

пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не

может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личностных качеств

воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий

правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива

лидеров с отрицательной общественной направленностью.

Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может

складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав,

обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказание

повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной

деятельности; организация обмена опытом работы ("летучки", совещания); контроль

за исполнением поручений и привлечение внимания актива к качеству выполненной

работы. Работа с активом действительно необходима, поскольку, как писал А. С.

Макаренко, актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском

учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в

коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не

сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков,

которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и

проходит через ряд этапов.

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром,

определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В

развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от

категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к

себе на фоне требований коллектива.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно

выступать единоличное требование педагога к учащимся. По А. С. Макаренко,

требование, высказанное в форме, не допускающей возражений ("негнущееся",

категорическое), необходимо на первых порах в каждом коллективе. Следует

отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп,

практически сразу и безоговорочно принимают требования педагога. Показателями,

по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив,

являются мажорный стиль и тон в группе, качественный уровень всех видов

предметной