Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

детском коллективе и методические основы в его

организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых

школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному

образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность

организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного

коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие

перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых

школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы

воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он

рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику

воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С.

Макаренко. Он доказал, что "никакой метод не может быть выведен из представления

о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об

организации школы и коллектива" [1]. Он первым глубоко обосновал стройную

концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.

Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива,

обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию

каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного

действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были

направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное

самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную

потребность движения вперед.

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 353.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и

опыте В. А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого

саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную

попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей

воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил

идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора

школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые

должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное

единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива;

руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами,

между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной

жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива;

постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов,

потребностей и желаний; создание и заботливое сохранение традиций, передача их

от поколения к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое

богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами

нашего общества; эмоциональное богатство коллективной жизни; дисциплина и

ответственность личности за свой труд и поведение [1].

1 См.: Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981. - Т.

3. - С. 208.

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гг. XX

в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные

аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг.

интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий

проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как

социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции

соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием

общества. Социальная психология интересуется закономерностями

коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на

психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных,

интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную

систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более

высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль - криминалистика

рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции

среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания