процесса в школе. -
М., 2000.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.,
2000.
Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А.
Зимней. - М., 2001.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. - М.,
1958.-Т. 8.
ГЛАВА 18
КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ
§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации
педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических,
концепций - в его подлинно коллективистских основах. Противники
коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы
изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на
индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в
воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом.
Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры
сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны,
активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их
возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие
коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более
активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные
возможности в жизни коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем
их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем
самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше
его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И
наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие
его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и
развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство
связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения
выражает общественную, коллективную силу человека.
§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической
педагогике
Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было
создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В "Основных
принципах единой трудовой школы" подчеркивалось, что "в воспитании самой
прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и
прочным товариществом..." [1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в
условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали
А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги
и общественные деятели.
1 Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. - М., 1974. - С.
142.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее
развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет
содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы
хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего
времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами" [2].
В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты
наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на
базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной
направленности, считал А.В.Луначарский.
2 Луначарский А. В. О народном образовании. - М., 1958. - С. 445.
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания
детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла
теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского
коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и
придавала большое значение организационному единству детей в условиях
коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах
получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде
всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении
коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной
средой; самоуправление в