Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

процесса в школе. -

М., 2000. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Киев, 1975. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.,

2000. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А.

Зимней. - М., 2001. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. - М.,

1958.-Т. 8.

ГЛАВА 18 КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации

педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических,

концепций - в его подлинно коллективистских основах. Противники

коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы

изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на

индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в

воспитании очевидна.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом.

Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры

сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны,

активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их

возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие

коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более

активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные

возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем

их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем

самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше

его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И

наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие

его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и

развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство

связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения

выражает общественную, коллективную силу человека.

§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической

педагогике

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было

создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В "Основных

принципах единой трудовой школы" подчеркивалось, что "в воспитании самой

прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и

прочным товариществом..." [1]. Необходимость развития коллективизма у учащихся в

условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали

А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, СТ.Шацкий и другие видные педагоги

и общественные деятели.

1 Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. - М., 1974. - С.

142.

Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее

развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет

содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы

хотим, - писал он, - воспитать человека, который был бы коллективистом нашего

времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами" [2].

В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты

наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на

базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной

направленности, считал А.В.Луначарский.

2 Луначарский А. В. О народном образовании. - М., 1958. - С. 445.

Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания

детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла

теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского

коллектива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и

придавала большое значение организационному единству детей в условиях

коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах

получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде

всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении

коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной

средой; самоуправление в