Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет

характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы

контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать

деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают

степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во

всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной,

трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.

Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и отношения в

коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения

школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на

личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее

информированность, прежде всего в области нравственной, культурной, эстетической

и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя

разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Всякое подразделение

их носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и

поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же самое надо

сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки

его эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного

компонента (о нем шла речь выше) и процессуального, отражающего характер

протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей,

правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого ими стиля общения,

взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и самодеятельности учащихся.

Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает

изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками;

беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и

пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов

ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения

воспитуемых.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием

деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения.

Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное,

открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения воспитанности личности, надо

вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, критериями

оценки ее воспитанности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать

систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту

наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности

учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения, выявить

причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно

учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих

воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и

т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые

выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности

или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники

позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и принимать меры по их

быстрому и умелому разрешению. Применение опросников не столь простое дело, при

их составлении следует соблюдать определенные правила, например не ставить

вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно давать

взаимопроверяемые сведения и т.п. Требования к таким опросникам содержатся в

пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по изучению

школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической практике.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и

такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды

деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные

стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства,