Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые,

учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к

ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но

игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как

правило, "участниками педагогического процесса" в этом случае наряду с детьми

становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и

деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль

определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа

действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство

удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в

собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку

не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей

ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если

ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям

несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с

младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их

поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения.

Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики

захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного

влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку

в общественном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В

значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы

советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность

наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко

писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она

помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство

ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться

соблазнам и преодолевать их" [1].

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.

Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает

осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и

принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение

ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство

неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние

"выталкиванием из общих рядов". Это состояние порождает у школьника потребность

изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять

ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности,

а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у

парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе,

перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и

направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма

наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или

классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного

отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и

определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин

и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик

нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или

простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным

мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по

подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они

могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и

дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют

взыскания неожиданные, непривычные.

Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации

учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

§