Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды,

убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку

зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения,

подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие

достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной

точки зрения во имя истины.

В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению,

содержали жизненно важную, значимую для школьников проблему, по-настоящему

волновали их, звали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут

подсказать сами ученики. Почему поведение не всегда совпадает с требованиями

жизни? Откуда берутся равнодушные? Как понимать слова Л.Н.Толстого "Спокойствие

- душевная подлость"? Как стать кузнецом своего счастья? Эти и другие вопросы

вполне могут стать предметом дискутирования, свободного и непринужденного обмена

мнениями.

Диспут требует тщательной подготовки как самого воспитателя, так и учащихся.

Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь

самих школьников к их разработке и составлению. По совету А. С. Макаренко,

учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в

его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать

ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно

навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным

и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера никого не обижает и не

унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно

высказывать свои взгляды. Руководителю диспута решительно не подходит фигура

умолчания и запрета. Всякая недоговоренность оставляет возможность для домыслов,

искаженных догадок, неправильных толкований. Наиболее общее назначение диспутов

и дискуссий - создать ориентировочную основу для творческих исканий и

самостоятельных решений.

В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера.

Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих,

живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы.

Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит

психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание

не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как

совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей

идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально- нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы

деятельности.

Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом, а также и в связи с

расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального

и нравственного развития. Младший школьник обычно выбирает себе для подражания

готовые образцы, воздействующие на него внешним примером. Подражание у

подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит

избирательный характер. В юности подражание существенно перестраивается. Оно

становится более сознательным и критичным, опирается на активную внутреннюю

переработку воспринимаемых образцов, связано с возрастанием роли идейно- нравственных и гражданских мотивов.

В механизме подражания можно выделить по крайне мере три этапа. На первом этапе

в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется

субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связь между

примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть.

Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез

подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и

специально созданные воспитывающие ситуации.

Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти

достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К.

Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого

источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать

только личностью. В глазах школьников только тот поступок заслуживает

подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной

мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и во всех своих

поступках и действиях должен служить для учащихся примером,