Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы,

намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате

беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся.

Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы. К

сожалению, такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими

локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель

реагирует или незамедлительно, или путем отсроченной беседы. Но будет лучше,

если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в

определенной системе. Тогда они носят упреждающий характер, вносят

индивидуальный корректив в общую программу педагогических воздействий.

Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации

познавательной деятельности - к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции

как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно- воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу,

вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью,

большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений,

большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в

старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и

вузах.

Аккумулируя в себе возможность развернутого и организованного в доступную форму

систематического изложения сущности той или иной проблемы социально- политического, нравственного, эстетического и другого содержания, метод лекции

широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром

лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного

познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь

служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная

стройность, ненаигранный пафос, живое и задушевное слово учителя определяют

идейное и эмоциональное воздействие лекций.

Старшеклассники особенно чутко откликаются на яркий и самостоятельный стиль

мышления педагога, на его умение найти оригинальный, неожиданный поворот темы,

отделить факт от мнения о факте, выразить свое личное отношение к сообщаемому

материалу. Широкое развитие средств массовой информации породило явление

форсированной осведомленности школьников о различных событиях и сторонах

современного мира. С этим, конечно, нельзя не считаться. В то же время нетрудно

увидеть, что многим ученикам полузнание представляется действительным знанием. В

этих условиях тем более необходимо приучать школьников выходить за пределы

очевидного, совершать переход от явления к сущности.

К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим

основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в

целом социальной активности воспитанников.

Ситуации познавательного спора, дискуссии, при их умелой организации, привлекают

внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме,

побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. В то же время они

могут быть созданы и при изучении обычных недискуссионных на первый взгляд

вопросов, если учащимся предлагается высказать свои суждения о причинах того или

иного явления, обосновать свою точку зрения на устоявшиеся представления.

Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных

мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее

слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в

последней инстанции.

В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и

принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования

суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно- ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений.

Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в

том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения,

всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут как

нельзя лучше соответствует возрастным особенностям старшеклассника,

формирующаяся личность которого характеризуется страстным поиском смысла жизни,

стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы

уяснить истину.

Диспут дает возможность