Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

деятельности

предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность

изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей,

в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30

минут в старших).

Большое значение, особенно в младшем и среднем возрасте, имеет рассказ при

организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства

детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных

оценок и норм поведения. Примером такого рода рассказов могут быть рассказы

Л.Н.Толстого "Косточка", В.А.Осеевой "Сыновья" и др. Можно выделить три основные

задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать

положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость,

гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев

рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить

образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному

примеру.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех

случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов,

принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется метод объяснения. Для

объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании

логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями учащихся, с вопросами

учителя к учащимся и учеников к учителю и может перерасти в беседу.

Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века

широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение

вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в

таком виде беседа практически не используется. Это вопросно-ответный метод

активного взаимодействия педагога и учащихся.

Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно

подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как

правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие

вопросы. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую,

поскольку учащиеся от частных наблюдений приходят под руководством учителя к

общим выводам. При дедуктивном построении беседы дается сначала правило, общий

вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.

Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При

всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют своим основным назначением

привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни

и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей

действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям.

При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно

выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках,

действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное,

нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни.

В качестве таких фактов, положительных или отрицательных, может выступать

деятельность определенной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в

слове моральное правило, обобщенный литературный образ, организованный или

спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов

может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся на размышления,

результатом которых является распознавание определенного качества личности,

стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств

личности требует умения вычленять мотивы и цели поведения человека и

сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять

существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех

сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.

Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно

подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не

надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало,

материал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно

высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В

заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их