воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали),
которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят
частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической
задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же
методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и
тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут
совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических
ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь
решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение.
Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания,
взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных
методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода
приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их
простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы
учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме
того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности
динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами
воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам
относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная,
трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной
и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия,
историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения
изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства
массовой информации и т.п.).
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным
богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано
многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику
воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими
или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях.
Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются
потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный
научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов
воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и
случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному
и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные
признаки, присущие отдельным методам.
Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод
примера);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое
требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,
поощрение, наказание и др.);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и
противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных
"уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на
каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может
применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего
подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое
назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.
§ 2. Методы формирования сознания личности
Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала,
осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется
в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического
материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений,
событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической