Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали),

которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят

частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической

задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же

методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и

тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут

совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических

ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь

решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение.

Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания,

взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных

методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода

приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их

простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы

учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме

того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности

динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами

воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам

относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная,

трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной

и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия,

историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения

изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства

массовой информации и т.п.).

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным

богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано

многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику

воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими

или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях.

Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются

потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный

научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов

воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и

случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному

и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные

признаки, присущие отдельным методам.

Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:

• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод

примера); • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое

требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие,

поощрение, наказание и др.); • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и

противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных

"уединенных" средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на

каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может

применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего

подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое

назначение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.

§ 2. Методы формирования сознания личности

Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала,

осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Он широко применяется

в преподавании гуманитарных предметов, а также при изложении биографического

материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений,

событий общественной жизни. К рассказу как методу педагогической