каникул, работу в
школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных
ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном
труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в
труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.
Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд -
это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и
межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производительному труду не
теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня. В тех школах, где для
организации производительного труда есть необходимые условия, его нужно
сохранить, предоставив учащимся возможность участия в создании материальных
ценностей.
Педагогические условия организации трудового воспитания. Успех трудового
воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения таких
педагогических условий, как:
• подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в
процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и
производительного труда. В общественно полезном и производительном труде
учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в
учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются
комплексно в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях
дополнительного образования;
• сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети
должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности
для общества, их семьи и для себя. Объяснение смысла труда доводится учащимся с
учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Эффективность
соблюдения данного педагогического условия наглядно показывает педагогический
опыт В. А. Сухомлинского. Его ученики решили использовать пустующий косогор. Они
его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда
вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда,
пенсионерам, жителям села;
• доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд
нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению
желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей,
веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от
них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические
перегрузки, требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и
способностями учащихся;
• разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности учащихся.
Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес.
Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства
поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать
систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе
потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;
• сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной
стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой -
каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его
выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и
результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном
становлении личности.
Профессиональная ориентация школьников. Школа всегда решала проблему оказания
помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного
обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX
в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные
исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е.
Голоншток, Е.А.Климов, П. П.Костенков, А.Д.Сазонов, В.Ф.Сахаров, С. Н. Чистякова
и др.).
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-
экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-
технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в
профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует
интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В
таком случае профессия приносит радость