коррекция их личностной позиции (первый этап
непосредственной профилактики);
• аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся
поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по
делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной
профилактики);
• правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих
правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную
опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной
профилактики);
• работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или
заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика
рецидива).
Предупреждение правонарушений среди учащихся - одно из центральных направлений
правовоспитательной деятельности школы, семьи и общественности.
§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности
Основные понятия теории нравственной культуры. Любой поступок человека, если он
в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов
общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший
или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При
этом мы Пользуемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто
в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку,
обыкновение, обычай. В другом значении "этика" употребляется как философская
наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком
мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими
моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе
говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие
качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость,
справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие
индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.
Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных
позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил
человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество
одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило,
требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной
ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и
действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют
порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между
людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные,
межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены
нормы, - нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо
профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей
регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные
отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду
руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие
категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.
Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие
нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся
взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к
определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного
сознания. Вместе с тем мораль - это не только форма общественного сознания, но и
форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои
особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств,
переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием.
Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в
то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему
труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного
руководителя по формированию нравственной культуры учащихся