в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на
благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его
культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к
своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и
культуры разных этносов.
Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной
деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в
патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных
символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.
Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы
гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего это достижения в
процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы
родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком,
укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных
языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи
народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и
представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это
направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с
жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников,
актеров и др.
Правовая культура и предупреждение правонарушений в детской среде. Задачи
правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников
требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них
личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном
поведении.
Динамику личностной деформации можно представить последовательностью следующих
этапов: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности;
превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование
мотивации предпочтительного поведения, включающей антиобщественные цели и
средства; соответствующие искажения нравственно-правового сознания в части
пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение;
систематическое правонарушающее поведение; преступление.
Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная
совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и
социальным ценностям. "Дефективность сознания, - отмечал А. С. Макаренко, - это,
конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то
социальных явлений, социальных отношений - одним словом, прежде всего,
испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и
требованиями общества" [1].
1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5 - С. 567.
Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как
правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является
семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки,
судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается
атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства
наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду,
ориентация на "выгодную" работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой
деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом
"потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение
потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных
семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.
Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных
и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение
тех же поступков взрослыми - родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно
положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать
им общественно ценную направленность.
В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить
следующие этапы:
• устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего
поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти
обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);
• оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно
влияют на них, и одновременно