бессознательного и
подсознательного, эмоционального и волевого в личности.
Закон Российской Федерации "Об образовании" подчеркивает светский характер
образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость ответственности
педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения и в то же время
уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Задача школы -
раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость,
познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам
вправе сделать свой мировоззренческий выбор.
§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
Цель и содержание гражданского воспитания школьников. Воспитание гражданина -
одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему
гражданского воспитания учащихся, школа прежде всего сосредоточивает свои усилия
на формировании у школьника ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности
как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и
уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство
собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление
патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление
гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями
педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями
функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем
правовой, политической, нравственной культуры общества.
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В
западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами
Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского
воспитания прежде всего с формированием уважения к государству,
законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном
развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория
гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким
педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного
формирования гражданственности.
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в
трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А.
И. Герцена и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д.Ушинским,
основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального
самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте
общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной
деятельности. В известной книге В.А.Сухомлинского "Воспитание гражданина" в
определенной мере обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт
деятельности советской школы по гражданскому воспитанию.
Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка,
влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание
гражданственности.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей,
воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры
межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей,
подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и
организаций.
Патриотическое воспитание. Формирование культуры межнационального общения. В
толковом словаре В. И.Даля слово "патриот" означает "любитель отечества,
ревнитель о благе его, отчизно-люб, отечественник или отчизник" [1]. Патриотизм
как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности,
готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры
межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее
равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и
шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине,
соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими
народами и странами.
1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955. - Т. 3. -
С. 24.
Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения
осуществляется