Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

проявления прямого педагогического действия (воздействия)

очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено.

Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу

или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект

воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в

действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой

отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно

быть воздействием на коллектив, и наоборот.

На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется

общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе

коллективных и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения

тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив.

Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате

совместных целесообразно организованных коллективных действий.

Взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе. Принципы

воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как

целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического

процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов

обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов,

средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность

воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли

других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса в

целом.

При изолированном рядоположенном рассмотрении действия принципов педагогического

процесса не раскрываются его диалектика, взаимодействие и борьба противоположных

сил и тенденций в нем. Принцип научности всегда выступает в единстве с

требованием доступности и посильности; принцип сознательности и активности

неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и

действенности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение

сознательности и активности и т.д.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятий "воспитание" и "воспитательная работа". 2. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания? 3. Раскройте аксиологическую характеристику личности. 4. В чем заключена сущность мотивационно-ценностного отношения личности? 5. Назовите ведущие закономерности и метапринципы процесса воспитания. 6. Раскройте основные требования частных принципов гуманистического воспитания. 7. В чем проявляется взаимосвязь принципов воспитания и обучения в

педагогическом процессе?

Литература для самостоятельной работы

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...

Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред.

Н.Л.Селивановой. - М., 2000. Лихачев Б. М. Философия воспитания. - М., 1995. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. -

М., 2000. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 3 т. - M., 1979. -

Т. 3. Франкл В. Человек для себя. - Минск, 1992. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных

теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М., 1998.

ГЛАВА 16 ВОСПИТАНИЕ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников

Понятие о мировоззрении. Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры

личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение

представляет собой целостную систему научных, философских, социально- политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу,

общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное

мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением

наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического

взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления,

понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет

собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими

определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают

взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к

миру, на определение человеком своего места в