Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

педагоги-мастера делают

требовательность гибкой, индивидуализированной. Опыт показывает, например, что

нецелесообразно использовать требование в жесткой, категоричной форме по

отношению к дисциплинированному школьнику и в мягкой - по отношению к ленивому и

безответственному. Требовательность, какой бы оправданной и справедливой она ни

была, не принесет пользы, если она не реалистична, невыполнима, если она не

рассчитана на достигнутый и заданный уровень развития личности ученика. У

хорошего педагога требовательность к учащимся органично и динамично соединяется

с требовательностью к себе.

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью

тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны

его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися,

находящимися на разных уровнях воспитанности. Среди них, как правило, имеются

такие, которые плохо учатся, ленятся, пренебрежительно относятся к интересам

коллектива, общественным обязанностям и поручениям. Однако замечено, что даже у

самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию,

которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью криков, упреков и

нотаций. Но это стремление можно поддержать и усилить, если учитель вовремя

заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные

формы поведения. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках,

начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие,

педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если

ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого

успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем

укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти

положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и

поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив

сверстников.

Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно

раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с

оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Успешная реализация принципов единства требований и уважения к личности, опоры

на ее сильные стороны возможна лишь при соблюдении еще одного принципа -

согласованности требований школы, семьи и общественности. Ничто так не вредит

воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий,

разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой,

педагогами, семьей и общественностью.

Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным

взаимодействием всех педагогических систем. Нетрудно себе представить, что если

воспитательные влияния, исходящие от этих систем, будут не сбалансированы,

действовать в различных направлениях, а то и противоположных, школьник

приучается рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное,

устанавливаемое каждым человеком по своему усмотрению. Трудно достичь, например,

успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка

и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в

предъявлении требований; последовательное усложнение требований; закрепление и

совершенствование ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении

требования.

Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их

перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Осознание ребенком

своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является

могучим источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении

трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник

наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема.

Задача педагога - помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и

далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития

коллектива, общества.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет

принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по

утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного

действия. Сущность и