Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и

стиль социализации.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она

активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее

значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение

общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и

является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних

влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как

продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного

подхода как метапринципа гуманистического воспитания.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности

приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания.

Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и

личностного подходов. Личностный подход как метапринцип воспитания требует

отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных

особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся

относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству

для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого

человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на

других. Подход же к человеку как к средству - это или непризнание, или

осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

Личностный подход органично связан с принципом персона-лизации педагогического

взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в

этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им

действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие

жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противоречит другому

гуманистическому метаприн-ципу - полисубъектного (диалогического) подхода.

Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных

отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно

гармоничное развитие личности.

Принцип полисубъектного (диалогического) подхода предполагает преобразование

суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно- равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с

изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не

воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к

саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные

ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым

предметам, к педагогической деятельности.

Диалогизация педагогического процесса - это не возврат к "парной педагогике",

поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их

внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от

максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному

нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и

появления отношений партнерства между ними. Перестройка форм сотрудничества,

связанная с изменением позиций педагога и учащегося, приводит к возможности

самоизменения субъекта обучения, самостоятельно прокладывающего себе пути

саморазвития.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и

творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность

составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий

подход. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов

деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает

возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и

развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход

предполагает создание условий для самореализации личности, выявления

(диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход

обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией и такого

метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен

закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса

принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем