Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

обстоятельств и

ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим

содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как

гуманную личность.

§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен

взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные

причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических

закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть

отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе

реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения

опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время

только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить

ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его

отношения к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и

сознания.

Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей функционирования

и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить

главную - ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет

общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем

более свободным и творческим человек становится в реализации культурно- гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет

сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов

воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.

Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту

закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его

осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается

как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том

случае, если, согласно Л.С.Выготскому, оно ориентировано на "зону ближайшего

развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые

обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно

необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном

периоде. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только

базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на этой

основе обеспечить развитие всех сторон личности, учитывая благоприятные

субъективные (потребности личности) и объективные условия, связанные с

материальной базой и кадровым потенциалом образования.

Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности,

обусловлен и такой метапринцип, как природосообразность воспитания. Современная

трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно

основываться на научном понимании естественных и социальных процессов,

согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у

него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и

формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой

дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи

ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и

умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие

планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и

ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить

чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние

и развитие.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных

оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип

воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т.

Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание

должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом

особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения

человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной,

материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной,

нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том

случае,