Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

творческого

потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество; • приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство

общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним; • раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты,

взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование

интеллигентности как значимого личностного параметра; • развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к

адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности,

мировоззренческой рефлексии; • возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве

этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и

гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы

и богатства отечества; • формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой

потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный

потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста; • развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной

культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и

совершенствовать мир, общество, себя.

§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности,

гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических

разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические

оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.

Благодаря оценочным отношениям личности происходит создание новых ценностей либо

распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек

зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для

различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных)

ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека

выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества

связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их

изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры.

Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития

конкретного общества.

Потребности обращены в будущее, вследствие чего они программируют образцы

жизнедеятельности, побуждающие человека преодолевать условия своего бытия,

созидать новые формы жизни. Благодаря своей регуляторной функции, потребности

представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее

нравственного потенциала. Они во многом несут в себе программу этого развития.

Именно в этой связи А. С. Макаренко писал, что "глубочайший смысл воспитательной

работы... заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей" [1].

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1957- 1958. - Т. 4. - С. 39.

Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой.

Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к

мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Активность

порождается не самими потребностями, а противоречиями между ними и существующими

условиями бытия субъекта. Именно эти противоречия стимулируют деятельность,

заставляя бороться за сохранение или изменение условий. Категория "мотив", таким

образом, дополняет и конкретизирует категорию "потребность", выражая отношение

субъекта к условиям его жизни и деятельности.

Самые сокровенные моменты личностного Я скрыты в мотивах поступков и поведения

людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в

идеальной форме стратегия поведения, а мотивы - как его тактика. Природа

мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой

существенной стороны - со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну

тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных

ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.

Идеальным моментом всех действий личности является цель, которая, с одной

стороны, детерминирована потребностью (степень необходимости и возможности ее

удовлетворения в данных условиях), а с другой - средствами, служащими для