Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться

максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных

воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и

заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым

создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно

организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа.

Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и

индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные

влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются

отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство

и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается

способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного

противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания,

которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из

ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который

сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой

резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком

определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами

управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория

свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали

уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в

ходе воспитания естественное его развитие. Эта теория также нашла своих

последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в

воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.

Педагоги первых послереволюционных лет, исходя из требований новой,

социалистической, школы, пытались по-новому раскрыть понятие процесса

воспитания. Так, П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное,

организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что

объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное,

растение.

А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие

одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически

или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность

воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П.Блонский и А. П. Пинкевич еще

не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют

воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников,

накопление ими социального опыта. Ребенок в названных концепциях выступал

преимущественно как объект воспитания. В дальнейшем эти видные педагоги пришли к

определению сущности воспитания как общественного явления.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы

1920-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие

их самостоятельности и самоуправления.

Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном

ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания.

Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали

внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался

недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания

постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием

растущего человека, подгонка его под заданный шаблон, авторитаризм педагогов.

В конечном счете это привело к построению такой системы воспитательной работы в

образовательных учреждениях, которая характеризуется рядом черт, снижающих

эффективность ее воспитательного влияния:

• объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным

образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются

внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека; • стандартизация воспитательного процесса как следствие упрощенной трактовки

понятия "личность", сведения ее к