Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

только

к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов

закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень

гибкими и тонкими инструментами прикосновения к личности, методы обучения вместе

с тем всегда обращены и к коллективу, используются с учетом его динамики,

зрелости, организованности.

1 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1957- 1958. - Т. 5. - С. 117.

§ 4. Дидактические средства

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения

(дидактические средства). Под ними чаще всего понимаются учебные и наглядные

пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Однако нужно

иметь в виду, что "средства обучения" имеют и более широкий смысл. В этом случае

это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность

методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся

на первом значении.

Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами,

воздействующими на органы чувств учащихся и облегчающими им непосредственное и

косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и

развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно- познавательной деятельности учащихся, а также управления и контроля.

Западногерманские ученые Р.Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в

частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная,

информационная (передают информацию), управления процессом обучения,

оптимизационная. Последняя позволяет достигать лучших результатов в обучении с

наименьшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе,

образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно

из них выполняет роль доминирующего.

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся.

Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной

реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся,

школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число

дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность

учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические

участки, компьютеры и т.п.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего

используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства

подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные

предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные

(слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично

автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические

машины, компьютеры и т.д.

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том

случае, когда они используются в тесной связи с остальными компонентами этого

процесса. Их подбор зависит не только от материальной оснащенности школы

учебными пособиями, но и от поставленных целей урока, методов учебной работы,

возраста учащихся, а также от характерных особенностей отдельных учебных

предметов.

§ 5. Контроль в процессе обучения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е.

определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне

необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо

с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического

взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не

получает информации о ее промежуточных результатах.

С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь

(контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на

получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы

в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания,

пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной

перестройки всей системы учебной работы.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью

разнообразных методов. Методы контроля - это способы, с помощью которых

определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и

педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля

является проводимое