Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

отсюда и соответствующие методы обучения (А.

Н.Алексюк).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной

деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на

информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические,

исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).

Кибернетический подход, при котором основанием выступает способ управления

познавательной деятельностью и характер установления обратной связи, предлагает

выделение методов алгоритмизации и программированного обучения (Т.А.Ильина, Л.

Н.Ланда и др.).

С нашей точки зрения, более рациональной и обоснованной является классификация

методов обучения, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным. Она разработана ими

в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому

элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они

определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и

обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению

всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе

общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две

группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и

продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика

этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и

деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.

Метод обучения, как видно из таблицы, может играть определяющую и

вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из

методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и

познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату

- усвоению соответствующего ему вида содержания.

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства

реализации. Так, методы информационно-рецептивный и проблемного изложения могут

быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и

телевидения, других изобразительных средств, предъявления алгоритмов;

репродуктивный предполагает повторение учащимися предварительно показываемых

учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале,

практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и

исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование

и проведение эксперимента, решение поисковых задач. Названные методы являются

общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою

специфическую форму.

Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами

обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что

отражает диалектику самого понятия "методы", их взаимопереходы, а не

изолированное применение каждого из них.

Ю. К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения,

предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение

определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно

способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть

решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей

каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой

основе их оптимальных сочетаний.

Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения,

на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической

деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и

содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной

педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень

развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и

частных умений.

Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их

система. "Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас

считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не

может быть признано всегда абсолютно полезным. Самое хорошее средство в

некоторых случаях обязательно будет самым плохим" [1]. Методы обучения, при

помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально

одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и

условий протекания процесса обучения. Педагогическое мастерство приходит