и
закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения,
целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность
самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в
процессе решения определенного типа учебных задач.
Данные определения требуют разведения понятий "метод" и "прием", "прием" и
"правило". Ф.Ф.Королев и В.Е.Гмурман отмечают, что границы между понятиями
"метод" и "прием" очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается
из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими
приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент
деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий. Например,
совокупность рациональных действий, связанных с составлением плана изучаемого
материала, применяемого при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п.
По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод
соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью
педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть.
Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И
наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать
взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В
одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения
педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа,
например, является одним из основных методов убеждения, и в то же время она
может быть методическим приемом, используемым на различных этапах реализации
метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их
простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся,
придают индивидуальный характер их деятельности. Кроме того, используя
разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного процесса
обучения.
Соотнесение понятий "прием" и "правило" приводит к следующему выводу. Правило -
это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее
оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием
деятельности. Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью
приема, а система правил для решения определенного типа задач - это уже
нормативно-описательная модель метода.
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие
методов обучения. Их насчитывается более пятидесяти. Учитель сталкивается
поэтому со значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает
потребность в их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и
особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым
способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становится
более понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным
методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества
учителя.
Взаимосвязанные деятельности обучения - преподавание и учение - сложны и
противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для
классификации многочисленных их методов. Этим объясняется тот факт, что в
существующих классификациях за основу берутся отдельные стороны процесса
обучения.
Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных
оснований, отражающих аспекты их изучения.
Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи
информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных
и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ,
лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые,
зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко
и др.).
Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи,
решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием
выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения
знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков
(М.А.Данилов, Б.П.Есипов).
Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения
материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть
индуктивной и дедуктивной,