Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

и

закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения,

целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность

самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в

процессе решения определенного типа учебных задач.

Данные определения требуют разведения понятий "метод" и "прием", "прием" и

"правило". Ф.Ф.Королев и В.Е.Гмурман отмечают, что границы между понятиями

"метод" и "прием" очень подвижны и изменчивы. Каждый метод обучения складывается

из отдельных элементов (частей, деталей), которые и называются методическими

приемами. В свою очередь, прием как элемент метода и, соответственно, фрагмент

деятельности состоит из системы наиболее рациональных действий. Например,

совокупность рациональных действий, связанных с составлением плана изучаемого

материала, применяемого при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п.

По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Прием и метод

соотносятся как часть и целое. С помощью приема не решается полностью

педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть.

Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И

наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы обучения и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать

взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В

одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения

педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа,

например, является одним из основных методов убеждения, и в то же время она

может быть методическим приемом, используемым на различных этапах реализации

метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их

простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы учителя и учащихся,

придают индивидуальный характер их деятельности. Кроме того, используя

разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного процесса

обучения.

Соотнесение понятий "прием" и "правило" приводит к следующему выводу. Правило -

это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее

оптимальным образом, чтобы осуществить соответствующий методу прием

деятельности. Правило поэтому выступает описательной, нормативной моделью

приема, а система правил для решения определенного типа задач - это уже

нормативно-описательная модель метода.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие

методов обучения. Их насчитывается более пятидесяти. Учитель сталкивается

поэтому со значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает

потребность в их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и

особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым

способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становится

более понятным и очевидным назначение и характерные признаки, присущие отдельным

методам и их сочетаниям. Они являются условием педагогического творчества

учителя.

Взаимосвязанные деятельности обучения - преподавание и учение - сложны и

противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для

классификации многочисленных их методов. Этим объясняется тот факт, что в

существующих классификациях за основу берутся отдельные стороны процесса

обучения.

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных

оснований, отражающих аспекты их изучения.

Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи

информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных

и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ,

лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые,

зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко

и др.).

Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи,

решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием

выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения

знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков

(М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения

материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть

индуктивной и дедуктивной,