Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

соответствующую социальную оценку; • организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными

группами под руководством учителя; • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности

каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; • есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

В.К.Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при

общеклассной (фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и

товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики

делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным

процессом только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое

обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и

каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по

совместной учебной работе.

Коллективная форма организации учебной работы - это также общение обучающих и

обучаемых в динамических парах или парах сменного состава [1]. Коллективный

способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20 -30-е гг. в ходе ликвидации

неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое распространение КСО

сдерживается сложностями организационно-методического характера.

См.: Дьяченко В. К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. -

М., 1989.

Все многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения ими целей

образования и систематичности их использования делят на основные, дополнительные

и вспомогательные.

Урок как основная форма обучения. С позиций целостности образовательного

процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем

отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости

охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной

работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным

обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг

друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного

коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система

обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и

внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является

возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и

индивидуальные формы обучения.

Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение

точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной

деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого

из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для

того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно

в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и

духовных сил школьников (А. А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от

других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство

деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение

основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только

специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые

характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии

со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут

выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под

которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и

взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит

от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока,

возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива.

Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется

целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью

процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее

разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.

П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в

системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет: