Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

со

всеми тремя вариантами и сами выбирают тот, с которым, по их мнению, они

справятся в отведенное время. Учитель оказывает помощь учащимся во время работы.

Последний по теме урок является зачетным.

Итак, организационные формы обучения представляют собой внешнее выражение

согласованной деятельности педагогов и воспитанников, осуществляемой в

установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную

обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и

воспитанников, определяют соотношение индивидуального и коллективного в

образовательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и

способы руководства ею со стороны учителя.

§ 2. Виды современных организационных форм обучения

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и

факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные,

групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью

всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество

учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность

фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения

весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее

результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой

коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако

фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она

ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от

заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной

деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые,

бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые

формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп

учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально

сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из

которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как

постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными

возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым

относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель

руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников -

звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с

другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное

выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик

выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных

возможностей, то такую организационную форму обучения называют

индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные

карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на

уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения

называют индивидуализированно-групповой. Рассмотренные организационные формы

обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент

урока, семинара и других занятий.

В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие

организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике

применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни

групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и

пытаются представить таковыми.

На этот факт обращают внимание М. Д. Виноградова и И. Б. Первин. Они отмечают,

что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути

коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной [1].

1 См.: Виноградова М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и

воспитание школьников. - М., 1977.

Коллективная работа, по утверждению X. Й.Лийметса, возникает только на базе

дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие

признаки:

• класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и

получает за его выполнение