Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

учебной

группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или

культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в

бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию,

консультировал, подводил итоги.

С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система

обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее

создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и

практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами

обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами

являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике

высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже

имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы

основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения

знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные

формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено

особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения

квалификации и др.

В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали

использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения

классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы

в школу себя не оправдал.

Так, в 60-е годы большую известность получил план Трампа, названного так по

имени его разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Эта форма

организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100 -

150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу

учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств

отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное

изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) - 20%, а

остальное время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или

его помощников из сильных учащихся.

В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в

массовых школах закрепились лишь отдельные элементы: преподавание бригадой

педагогов одного предмета (один читает лекции, другие проводят семинары);

привлечение помощников, не имеющих специального образования, к проведению

занятий с большой группой учащихся; организация самостоятельной работы в малых

группах. Кроме механического переноса вузовской системы обучения в

общеобразовательную школу план Трампа утверждал принцип индивидуализации,

выражающийся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания

образования и методов его освоения, что было связано с отказом от руководящей

роли учителя и игнорированием стандартов образования.

В современный период модернизацию классно-урочной системы обучения осуществил

учитель из Одесской области Н. П. Гузик. Он назвал ее лекционно-семинарской,

хотя вернее было бы назвать лекционно-лабораторной [1].

1 См.: Гузик Н.П., Пучков Н.П. Лекционно-семинарская система обучения химии. -

Киев, 1979.

Прообразом разработанной им системы обучения была бригадно-лабораторная. Учитель

подает учащимся материал большими блоками, в каждый из которых входит одна

крупная или несколько мелких тем. Например, на тему "Спирты и фенолы" отводится

семь уроков. На первом уроке учитель читает лекцию, целью которой является

анализ основополагающей теории. Это позволяет учащимся познать причинно- следственные связи во всем комплексе явлений по данной теме. На втором уроке

учитель ведет вторичный разбор все той же темы, включая в лекцию элементы

беседы, демонстрирует учебный эксперимент и учебный кинофильм. Учащиеся

постигают логику раскрытия темы и записывают в тетради основные мысли, формулы и

расчеты. Следующие четыре урока отводятся на лабораторные занятия, на которых

они самостоятельно прорабатывают тему.

Задания даются учащимся дифференцированно по трем вариантам. Они различаются по

степени сложности: в варианте А 5-б заданий, в каждом из которых от ученика

требуется предложить гипотезу, объясняющую данное явление, и проверить в

эксперименте; в варианте Б уже 8 - 9 заданий, которые несколько проще, а от

ученика требуется воспроизвести имеющиеся знания и применить их в разработке

заданий; в варианте В содержится 10-12 простых заданий. Учащиеся знакомятся