Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

научных основ организации урока внес А.Дистервег. Он

разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя

и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих

основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет. Однако уже

в конце XIX в. она стала подвергаться критике в связи с распространением

догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения. Поиски

организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были

связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и

управления учебным процессом.

Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая

одновременно шестьсот и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных

возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более

успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за

работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами. Эта система обучения

получила название белльланкастерской от фамилии ее создателей - священника А.

Белля и учителя Д. Ланкастера. Ее изобретение было вызвано стремлением разрешить

противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных

знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку

учителей.

Другие ученые и практики направляли свои усилия на поиск таких организационных

форм обучения, которые сняли бы недостатки урока, в частности его

ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность

темпов учебного продвижения, неизменность структуры. Недостатком традиционного

урока являлось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и

самостоятельности учащихся.

Идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке, по возможности, трудились

самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него

материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США Е. Паркхерст при поддержке

влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюи. В соответствии с

предложенным ею дальтонистским лабораторным планом (дальтон-планом) традиционные

занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали письменные задания и после

консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.

Однако опыт работы показал, что большинству учащихся было не по силам без помощи

учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не

получил.

В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со стороны отечественных

педагогов прежде всего за его ярко выраженную индивидуальную направленность. В

то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной

организационной системы обучения, которая практически вытеснила урок с его

жесткой структурой. Такая система обучения в отличие от дальтон-плана

предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой)

и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась

работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял

трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Определяя задание

бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум

работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На

итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение

задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только

присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на

универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к

периодическим консультациям учащихся. Переоценка учебных возможностей учащихся и

метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению

успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших

общеучебных умений.

В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения НИИ методов школьной

работы, которым руководил В.Н.Шульгин, стал пропагандировать ее преобразование в

проектную систему (метод проектов). Она была позаимствована из американской

школы, где ее разработал У. Кильпатрик. Суть этой системы обучения сводится к

тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна быть

связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона)