Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

этом могут сохраниться непрофилированные

общеобразовательные классы.

Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарного,

художественно-эстетического и др.) осуществляется на основе познавательных

интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического

коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной

системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Профильный характер старшей ступени реализуется на основе государственного

образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем

формирования индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы

отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и

профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориен- тированной направленностью.

Вопросы и задания

1. Какова сущность содержания образования? 2. В чем заключается исторический характер содержания образования? 3. Каковы факторы, детерминирующие содержание образования? 4. Дайте характеристику принципов отбора содержания общего образования. 5. Назовите критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской

школе. 6. Дайте анализ государственного образовательного стандарта общего среднего

образования. 7. Назовите типы учебных планов и проанализируйте базисный учебный план средней

общеобразовательной школы. 8. Каково соотношение науки и учебного предмета? 9. Что собой представляет учебная программа? Каковы ее функции? 10. Каковы виды учебных программ и способы их построения? 11. Какие требования предъявляются к учебникам? 12. Каковы перспективы развития содержания общего образования?

Литература для самостоятельной работы

Закон Российской Федерации "Об образовании". - М., 1996. Зуев Д. Д. Школьный учебник. - М., 1983. Концепция содержания общего среднего образования: Рекомендации по формированию

нового содержания. - М., 1993. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней

школе). - М., 2001. Леднев В. С. Содержание образования. - М., 1989. Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и

перспективы. - М., 1981. Структура содержания непрерывного образования и учебные планы

общеобразовательной школы: Временный государственный образовательный стандарт/

Под ред. В.С.Леднева. - М., 1993. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

ГЛАВА 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Организационные формы и системы обучения

Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в

разнообразных формах обучения, характер которых обусловлен различными факторами:

целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением;

особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем учебной работы

учащихся; обеспеченностью учебниками и учебными пособиями и др.

В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы

обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И.М.Чередова к определению

организационных форм обучения [1]. Исходя из философского понимания формы как

внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей

предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную

конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием,

методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция

представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс

взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным

материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции

отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности

учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного

содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

1 См.: Чередов И. М. Система форм организации обучения в советской

общеобразовательной школе. - М., 1987.

Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые

выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его

компонентов. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и

учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга, составляет

организационную систему обучения.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются,

заменяются одна другой в зависимости от уровня