Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

программ.

Типовые учебные программы утверждаются Министерством образования Российской

Федерации и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы

разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные

программы.

Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований

государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в

отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются

возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного

процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта,

могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к

рассмотрению тех или иных теорий, свою точку зрения относительно изучаемых

явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в

данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии

программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы

наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся

(обязательных и факультативных). Исторически в построении учебных программ

сложилось два способа: концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и

те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных

этапах изучения одной и той же дисциплины. Такой способ часто обосновывают тем,

что тот или иной раздел учебного курса, имеющий принципиальное значение для

последующего изложения, тем не менее в силу возрастных особенностей учащихся не

может быть достаточно глубоко усвоен на данной ступени обучения. Недостатком

концентрического способа является замедление темпов школьного обучения

вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу. Например,

раздел физики "Работа и энергия" изучается в VI и VIII классах; раздел биологии

"Клетка" - в V и X классах.

При линейном способе развертывания содержания учебного материала не происходит

повторного возвращения к ранее изучавшимся разделам программы. При этом учебный

материал располагается систематически и последовательно, с постепенным

усложнением, как бы по одной восходящей линии. Причем новое знание излагается на

основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную

экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в

средних и старших классах. Нужно отметить, что в новых учебных программах

линейное расположение материала усилено за счет некоторого уменьшения

концентризма.

Не следует механически разделять и противопоставлять эти два способа

развертывания содержания образования, поскольку они взаимно дополняют друг

друга, а оценка учебной программы по той или иной дисциплине, построенной

концентрическим или линейным способом, зависит от ее места в учебном плане.

В реальной педагогической практике порядок развертывания содержания образования

иногда ставится в зависимость от способностей и интересов самих учащихся. Это

возможно, например, когда в рамках общеобразовательной школы создаются классы с

определенным профилем учебных предметов (физико-математический, биологический,

химический и т.д.). Иными словами, это происходит в том случае, если учитываются

индивидуальные склонности и интересы учащихся, если в обучение вводится

элективный принцип. Для этого утверждаются разные учебные программы обязательных

и факультативных дисциплин для профильных классов.

Общая структура учебной программы содержит в основном три элемента. Первый -

объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета,

его воспитательные и развивающие возможности, ведущие научные идеи, лежащие в

основе построения учебного предмета. Второй - собственно содержание образования:

тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения

и навыки, возможные виды занятий. Третий - некоторые методические указания,

касающиеся, главным образом, оценки знаний, умений, навыков.

Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний

на практике, по видам деятельности обусловливает вариативность программных

структур. Так, структура программы по химии для IX класса включает тему,

межпредметные связи, демонстрации, лабораторные работы, практические занятия,

экранные пособия; по обществоведению в X классе - тему, повторение, основные

понятия, законы, межпредметные