Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

теории нашли признание принципы формирования содержания общего

образования, разработанные В. В. Краевским.

Прежде всего, это принцип соответствия содержания образования во всех его

элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества,

науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования

как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые

отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни

и обеспечивают личностный рост.

Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе

содержания общего образования отвергает одностороннюю предметно-научную его

ориентацию. Он предполагает учет педагогической реальности, связанной с

осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать

содержание образования. Это означает, что при проектировании содержания общего

образования необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения,

уровни последнего и связанные с ним действия.

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его

формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое

представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность,

личность учащегося.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно- ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов

отбора содержания общего образования, как гуманитаризация и фундаментализация.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с

созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками

общечеловеческой культуры. Для этого гуманитарная культура должна проникать в

самую "ткань" содержания общего образования, во все учебные предметы. В свою

очередь, это требует изменения взаимоотношения и взаимодействия гуманитарных и

естественнонаучных дисциплин, в основе которого должен лежать поворот к

личности. Речь идет о качественной реорганизации содержания конкретных учебных

предметов (в том числе гуманитарных), которым недостает именно человека в его

действительном (социальном и природном, объективном и субъективном) бытии.

Особенно это относится к обществоведческим дисциплинам.

Принцип гуманитаризации содержания общего образования имеет много аспектов,

связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием,

исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных

компонентов гуманитарной культуры (культура жизненного самоопределения;

экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура;

интеллектуальная, нравственная, экологическая, художественная и физическая

культура; культура общения и семейных отношений).

Преодолеть дегуманизацию общего образования позволяет принцип фундаментализации

его содержания. Он требует интеграции гуманитарного и естественнонаучного

знания, установления преемственности и междисциплинарных связей, опоры на

осознание учащимися сущности методологии познавательной и практической

преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ

получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения

школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений

и навыков.

Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию

и, следовательно, гуманизацию процесса обучения, так как учащиеся освобождаются

от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого

саморазвития.

Принципы гуманитаризации и фундаментализации содержания общего образования

вызвали к жизни становление и такого принципа, как соответствие основных

компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.

Исходя из концепции И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, эти компоненты могут быть

представлены как когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт

творчества и опыт отношений личности.

Когнитивный опыт личности как компонент содержания общего образования и базовой

культуры включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике,

способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании

учащихся научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к

познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным,

поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.