Форум

Форум в котором можно обсудить различные вопросы со своими однокурсниками

Фотоальбом

Здесь собраны фото из жизни колледжа

Учебники

Учебные пособия и учебники
г.Севастополь ул. Советская, 65
Тел/Факс:
+38 (0692) 54-37-11
+38 (0692) 54-39-26
+38 (0692) 54-20-56

свою специфическую, не подменяемую другими, функцию в развитии личности.

Предшествующие элементы могут существовать отдельно от последующих, хотя каждый

последующий невозможен без предшествующих: можно знать, но не уметь; можно

знать, уметь выполнять известные способы деятельности, но не быть подготовленным

к творчеству; можно знать, уметь, творить при разном отношении к этой

деятельности. Взаимосвязь элементов социального опыта выражается и в том, что

усвоение каждого из них влияет на уровень и качество усвоения других элементов.

В связи с искусственным разведением процессов обучения и воспитания, а также

учитывая относительную самостоятельность воспитательной работы, в педагогической

теории предпринимались попытки определения и программирования содержания

воспитания. Многие годы воспитатели руководствовались "Примерным содержанием

воспитания школьников" [1]. Оно, отражая функциональный подход к воспитанию,

определяло содержание работы по основным направлениям воспитания (идейно- политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и др.), целью

каждого из которых было формирование тех или иных качеств социального идеала.

1 См.: Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И.С.Марьенко. - М.,

1984.

В последние годы в образовательной практике используется подход к определению

содержания воспитания, предложенный Н. Е. Щурковой. Его детерминантой выступает

целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром во всем его

многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и

предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим

миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника:

познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно- ориентировочную, коммуникативную. Конкретное содержание видов деятельности

школьников и составляет содержание воспитания.

Рассмотренные детерминанты содержания образования позволяют выделить основания

для его структурирования. Представляются правомерными в этом отношении принципы,

сформулированные В.С.Ледневым: двойное вхождение базисных компонентов содержания

образования в систему; функциональная полнота содержания образования;

дифференциация и интеграция компонентов содержания образования; преемственность

содержания уровней общего образования.

Принцип двойного вхождения базисных компонентов содержания образования в систему

означает, что в каждом акте педагогического взаимодействия задействованы все

компоненты содержания образования: совершенствуется опыт личности, развиваются

ее типологические свойства и формируются механизмы психики (познавательные

процессы). В то же время всегда может быть организована специальная работа по

освоению одного из компонентов содержания образования. Например, любое занятие с

детьми вносит свой вклад в развитие речи школьников, но есть и специальные

занятия по русскому языку; на любом уроке присутствуют элементы контроля, но

есть и специальные занятия или виды деятельности детей, которые предполагают

контроль знаний, и т.п.

Принцип функциональной полноты содержания образования вытекает из того, что

всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно

функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых

подсистем (элементов системы) не является функционально полным. При этом имеется

в виду и коэффициент функциональной значимости компонентов содержания

образования, и возможность их компенсирования. Так, исключение из учебных планов

школы элементов политехнического образования отрывает содержание общего

образования от жизни, понижает его функциональное, практическое значение;

недооценка гуманитарных предметов ведет к формированию технократического

мышления, исключающего из системы ценностей человека; невнимание к развитию

творческого потенциала личности оборачивается догматизмом, шаблонностью мышления

и деятельности и т.п.

Принцип дифференциации и интеграции компонентов содержания образования

проявляется, с одной стороны, в дроблении (дифференциации) учебных дисциплин

(например, биология - это ботаника, зоология, анатомия и др.), а с другой - в

объединении (интеграции) в рамках одного учебного предмета знаний из смежных

областей (например, физика, химия, биология - это естествознание).

Принцип преемственности содержания уровней общего образования: начального,

основного (неполного среднего), полного среднего, общего высшего образования.

Наряду